23.02.12 Афиша (http://www.afisha.ru/book/1937/)

Лев Данилкин. Роман о серии путешествий в альтернативный XIV век

Сложно даже сказать, о чем «Время московское» в первую очередь: о путешествиях во времени? о заговоре против России? о том, что «официальная» история — неправильная? о деятельности инопланетян? Автор (любопытный литератор из тех, чье имя не на слуху; лет пять назад «Афиша» уже отмечала его апокалиптический боевик «Атипичная пневмония») словно заключил пари, что сумеет разыграть в одном романе все возможные стандарты «литературы категории «Б», — и явно его выиграл. Русь 1375 года, куда в поисках силы, столетиями наносящей вред национальным интересам России, попадает главный герой, ладный да склад­ный экс-спецназовец с паранормальными способностями, оказывается совсем не такой, какой мы представляем ее по школьным учебникам. В Куликовской битве (1380) русские сражаются вовсе не с басурманами, а со своими: Орда — регулярное казачье войско, и поэтому битва — кульминация не освободительной, а гражданской войны. Стоит ли добавлять, что происходит она не в Тульской области, а посреди Москвы — которую еще предстоит основать.

Пристальный взгляд на так называемую традиционную историю позволяет увидеть в ней множество прорех и натяжек, которые вольны использовать как создатели альтернативных научных теорий, так и беллетристы; непонятно, почему этот Клондайк так вяло осваивается последними. Каждый год выходят десятки трэш-романов про «попаданцев» — путешес­твенников во времени, подавляющее большинство этих героев оказываются внутри «традиционной» версии. Какой, однако, смысл попадать в ту версию истории, которая и так всем известна? «Время московское» оказывается любопытнее многих своих «одноклассников»; здесь не просто воспроизводятся классические клише из курса истории, а реконструируются быт и сознание людей, чья деятельность впоследствии была интерпретирована ради­кально неправильно. Почему, например, на Руси «нигде бояре от крестьян за стенами не прячутся», а Западная Европа — что ни городок, то кре­пость. Да потому, что Европа была оккупирована и захватчики вынуждены были строить себе замки, чтобы «сторожиться от местного населения». Если и безумие, то по крайней мере логичное; в любом случае лучше такая — антинаучная — попытка реконструировать версию событий, чем банальная костюмная драма.

Разумеется, «Время московское» — текст специфический; в нем слишком много признаков пресловутой «категории «Б» — но признаки эти сюжетные, а не языковые. Большинство трэш-историй просто не позволяют себя читать, они слишком тошнотворно написаны; языковой слух позволяет А.Фомину быть тривиальным — но не пошлым, простым — но не плебейским, юморизировать — но без вульгарностей; словом, в этом эксцентричном и эклектичном тексте нет ничего такого, что вызывало бы заведомую аллергию. И раз это базовое условие соблюдено — с какой стати игнорировать динамичный, странный, бойко написанный роман?

Специально для «Афиши»


20.08.09 «Тайная власть» №16

Алекс Громов. 2012. ТОЧКА ПЕРЕХОДА

Новый роман популярного фантаста Злотникова, написанный при участии исследовательской группы «Неман», содержит реальные сведения о том, что находится вокруг нас, но при этом не замечается обычными людьми: аномальные зоны и пришельцы, таинственные магические артефакты, необычные сны и провалы в памяти. Магия — это путь развития нетехнократических цивилизаций, аномальные зоны — это двери в иные миры. Автор подробно описывает, что происходит с человеком, общавшимся с одной из внеземных цивилизаций (Властелинами Времени), какие происходят при этом психологические (и не только) изменения личности, открывающиеся новые возможности и опасности, излагает варианты манипуляции землянами со стороны пришельцев…


11.03.05 «Книжное обозрение» №10

Андрей БЕЛЯНИН. ДВОЙНАЯ ПАДЧЕРИЦА

писатель-фантаст, ведущий автор издательства «АРМАДА»

В своё время мудрый Кир Булычёв назвал фантастику «падчерицей эпохи». Выражение бесспорно красивое, литературное и, главное, стопроцентно верное. Фантастика, подобно популярным героиням русских сказок, вечно не замечаема властями и презираема литературой официальной. То есть серьёзной, высокой, умной и непременно трагедийной. Ибо без возвышающей душу трагедии русскую литературу просто не мыслят…

А согласитесь, какая истинная трагедия может быть в мире фантастическом, выдуманном? Естественно, выдуманная! Значит, ненастоящая, не пробивающая душу, не соответствующая традициям «Муму», «Отцов и детей», «Повести о настоящем человеке», «Ювенильного моря» и уже тем более «Архипелага ГУЛага»… Вот что на долгое время стало своеобразной плитой на могиле фантастики Гоголя, Одоевского, Булгакова, Орлова и Беляева.

Но стремление читателя к сказочному началу — неистребимо… Фантастика, многократно обруганная и пристыженная, стала… соответствовать! В придуманных мирах развивались нешуточные трагедии, в груди космонавтов и инопланетных учёных бушевали шекспировские страсти, эзопов язык повествования возвышал голос против существующего строя, сначала громя ненавистный капитализм, а потом и столь же ненавистный коммунизм. Последнему, впрочем, всё же оставляли приоритет в будущем, но значительно «очеловечивали лицо»…

Свершилось чудо — падчерицу простили и приняли! Появился термин «серьёзная фантастика», то есть фантастика научная, прогрессивная, интеллектуальная, психологическая и востребованная. Ярчайший пример — Стругацкие! Имя высокое, проверенное временем, святое, забронзовевшее, а потому ни сомнению, ни (упаси Господь!) критике не подлежащее… На их романах было воспитано целое поколение писателей и читателей, успешно продолжающих традиции «серьёзной фантастики» в наши дни.

Более того, в связи с павшим режимом и хлынувшей в нашу страну фантастикой зарубежной этот жанр завоевал позиции воистину фантастические! Тиражи Астафьева, Распутина, Солженицына и прочих буквально блекли перед тиражами современных фантастов — страна требовала запрещённой сказки! Фантастику даже реабилитировали — год-два назад Союз писателей России официально признал её как жанр и охотно принял в свои ряды десяток «фантазёров». Мыслимо ли было такое каких-нибудь пять лет назад?!

Прогресс несомненен, «падчерица» отвоевала красный угол в доме, заставив потесниться всех, кроме разве что детектива и публицистики. Фантасты стали собирать конвенты, залы, полные почитателей, и вальяжно увешивать сами себя разнообразными литературными премиями собственного же производства. Наступила эра благоденствия и умиротворённости, однако забавность ситуации оказалась заключена в преемственности тирании…

Сейчас поясню, речь ведь шла о «серьёзной фантастике». Прочно устоявшись на отвоёванных Стругацкими позициях, серьёзные фантасты свысока посматривали на фантастику несерьёзную. Да, да, такая тоже имеет место быть, и именно ей было суждено стать падчерицей у бывшей падчерицы. В чём же крамола? Разве может тот, кого недавно самого презирали и угнетали, с ещё большим пылом гнать себе подобного, но чуть-чуть непохожего собрата? У нас — может! Более того, обязан! Если, конечно, хочет прослыть «серьёзным фантастом»…

Всё началось с так называемой фантастики сатирической. Эти авторы порог успешно перескочили, ибо в романах своих по-прежнему громили проклятых коммунистов, бюрократию, власть предержащих, упорно и настойчиво напоминая нам о невозможности пути назад, потому что там мы уже были, это полная задница, где в любом сказочном мире — плохо! Как видите, проблемы-то вполне глубокие, исторически обоснованные, в принципе тенденциям фантастики серьёзной — не противоречащие…

Но тут появляется «фантастика юмористическая»! Появляется легко, нагло, ни у кого не спрашивая разрешения, не опираясь ни на чей авторитет, более того — ниспровергающая авторитеты! Эта безбашенная девчонка неожиданно для всех вдруг — победила… То есть её тиражи несоизмеримо обогнали всех! Она не поучала в веках, не навязывала мировоззрения, не напоминала о трагедии мира, она — веселила… Бессовестно давая возможность в грязи и униженности нашей эпохи улыбнуться, выпрямить спину, плюнуть на всё и захохотать во весь голос!

Первоначально «серьёзная фантастика» снисходительно молчала, делая вид, что просто не замечает с высот своей серьёзности «фантастику юмористическую». Новой падчерице всего лишь не давали фэновских премий, не приглашали на конвенты, держали в сторонке от общего стола… Но пока не били! Пока…

Ситуация в корне изменилась, когда тиражи «юмористов» стали вдвое, втрое, вдесятеро перехлёстывать тиражи титулованных фантастов. Первыми опомнились редакторы крупных издательств, лихорадочно открывающие собственные серии «юмористической фантастики» и бросившиеся на поиск авторов этого, с позволения сказать, «жанра». Серьёзные фантасты задумчиво чесали в затылках, сетуя, разумеется, не на себя, а на «предательство и тупость современного читателя»! Ему, читателю, и пришлось стать козлом отпущения…

Дескать, глуп батенька, вот и не читает умных и полезных нас, а пробавляется одноразовым юмористическим чтивом! Ход безошибочный — читателей много, всех ругать и не надо, надо только тех, кто не читает нас. Мы — элита фантастики, творцы нетленных произведений, воспитатели будущего, презирающие легкомысленное зубоскальство, — никогда не позволим… никогда не допустим… никогда… никому… ни за что! Бывшая падчерица стала ещё злее собственной мачехи. На двойную падчерицу спустили свору верных фанатов и фэнов, бешеных в своём стремлении удержать трон кумиров…

Впрочем, некоторые, держащие нос по ветру, широко объявили, что отныне и они напишут один-другой романчик в «жанре юмора», просто для того, чтобы показать, как это легко! У них ничего не вышло. Смех не слёзы, его через силу не выжмешь.

Нет, самого смеха-то никто всерьёз не отрицал, все старательно цитировали классику: «Человечество выжило, потому что смеялось!», «Смех продлевает жизнь!», «Смеясь, человечество расстаётся с прошлыми ошибками!» Просто они разрешали другой смех…

Смех, по мнению «серьёзной фантастики», должен быть умным, созидательным, ироничным, над самим собой и непременно сквозь слёзы! А ещё лучше дозами, кое-где, этакими вкраплениями, для подчёркивания — не на весь же роман. Вот такой смех, такая юмористическая фантастика нам нужна, её мы разрешим, позволим, пустим…

Вдумайтесь, странное словосочетание «смех — должен»? Попросить разрешения улыбнуться, засмеяться в неположенном месте, захохотать слишком громко, хихикнуть с оглядкой… Ничего не напоминает? «Серьёзная фантастика» из фантастики ушла, ныне она объявила себя «серьёзной литературой» и сетует на нехватку Букеров. Нас снова призывают думать, работать, созидать, менять, улучшать, производить, осознавать, дабы не допустить повторения ошибок прошлого…

Что для этого нужно? Не смеяться. Сделать серьёзное лицо. Читать нужную литературу. Расти духовно. Это вам говорят все серьёзные писатели, они ошибаться не могут, их большинство, они сплочены конвентами, взаимными премиями, уравненными тиражами.

Я не хочу с ними спорить, пусть они будут правы. А новая падчерица новой эпохи уже вышла в свет, нашла своих читателей и смеётся вместе с ними. Этого всё равно никому не остановить, не замолчать, не выбросить.

Говорят, что Гоголь был счастлив, если при встрече с ним незнакомые люди улыбались…

г. АСТРАХАНЬ


24.01.05 «Книжное обозрение» №3 (2013)

Игорь Черный. Паладин смеха

Паладин смеха

Рецептов поднятия настроения не так много. Ну, опрокинуть рюмку-другую вина или чего покрепче. Ну, пройтись по лесу с ружьецом на плече (для сильного пола) или прошвырнуться по магазинам (это для прекрасной половины человечества). Ну, сходить в кино или театр. Что еще?.. Конечно же нужно взять в руки книгу — желательно повеселее. Книги у нас пока еще самое дешевое средство поднятия настроения. Выбор веселых книг не то чтобы широк, но есть. Хотите детектив? Извольте, сочинения Донцовой, Поляковой, Черкасова. Хотите фантастику?.. Вот тут можно и призадуматься. Естественным образом в голове всплывет одно имя. Но если задаться целью найти ему компанию, то придется попотеть. Неужели автор, чьи книги пришли вам на ум, столь уникальное явление? Пожалуй что так. Ведь речь идет об Андрее Белянине. Поговорить о нем тем более есть повод, что 24 января у него день рождения — ему исполняется 38 лет.

Писательская судьба Андрея Олеговича отчасти напоминает миф о пресловутой «американской мечте». Уже первое его прозаическое произведение — детская сказка «Рыжий и полосатый» — было принято к публикации журналом «Юность», а через несколько месяцев пришло приглашение от столичного издательства «АРМАДА» с пропозициями о сотрудничестве. Сначала был опубликован роман «Джек Сумасшедший король», затем — «Меч Без Имени». И пошло-поехало. Сейчас за плечами фантаста уже имеется солидный багаж: четырнадцать оригинальных романов и три книги, написанные в соавторстве с Галиной Черной, сборник стихов. Причем сочинения Андрея выходят огромными по нынешним меркам тиражами, постоянно переиздаются и все равно не залеживаются на прилавках. В чем же причина такой колоссальной их популярности?

Несколько перефразируя слова Державина, которыми он определял меру своих заслуг перед отечественной словесностью, можно сказать, что Белянин одним из первых стал писать фантастические произведения по-настоящему «забавным русским слогом». Вспомним ситуацию, сложившуюся на нашем книжном рынке к середине 1990 годов. Читатель, которому уже изрядно поднадоел переводной продукт, решил посмотреть, а на что горазды отечественные сочинители, подвизавшиеся на поприще «литературы крылатой мечты». И оказалось, что таки может собственных Шекли и Гаррисонов «Российская земля рождать». Происходит подлинное возрождение русскоязычной фантастики. Вместе с новыми именами в нее приходят новые темы, идеи, жанровые разновидности. И все же одна лакуна долгое время оставалась незаполненной. Публика, под самую завязку объевшаяся «чернухой», боевиком, философской прозой и публицистикой, затосковала по здоровому веселью. Ей нужны были книги, читая которые она могла бы отдохнуть душой, а главное,— посмеяться. В это время и появился на литературном горизонте нашей фантастики Андрей Белянин со своими книгами и заставил читателя хохотать от всей души.

Большинство белянинских произведений написано просто и незатейливо, понятным массовому читателю языком. В них нет попыток встать в позу учителя жизни, призывов к ниспровержению авторитетов, тягостных раздумий о судьбах народа и Родины. Хотя писатель и не пытается, подобно страусу, спрятать голову в песок, чтобы не видеть повседневности. Время от времени на страницах его книг слышатся отзвуки «живой жизни». Куда же от нее деться? Но не это главное для фантаста. В первую очередь он желает развеселить читателя, лицедействуя, дразня, фокусничая. Его шутки-прибаутки то балансируют на грани приличия, то поражают утонченностью и замысловатостью. Результатом такого приема становится то, что книги Белянина находят признание и отклик у представителей самых разных групп населения. Здесь и учащаяся молодежь, и их наставники, и техническая интеллигенция, и пенсионеры, и бизнесмены, и политики. Слава нашего фантаста уже перешагнула и пределы России. Сочинения Андрея переведены на Украине, в Польше, Болгарии.

Наибольшую известность получили два цикла писателя-фантаста — трилогия «Меч Без Имени» и детективный сериал «Тайный сыск царя Гороха». Первый написан в духе приключений янки из Коннектикута при дворе короля Артура и переносит нас в условно западное Средневековье, второй же предлагает переместиться в мир русских народных сказок. При всей внешней непохожести обоих сериалов в них есть много общего: герой, волею судьбы переброшенный из сегодняшнего дня в прошлое; его друзья и враги, большею частью взятые из фольклора; и конечно же сказочная страна, живущая по патриархальным законам. Этакое утопическое царство-королевство, воплотившее белянинские представления об идеальном государстве. Интересно, что государство это больше напоминает небольшой город, а не развитую империю. Белянин, сам житель тихого губернского городка, расположенного на окраине Великого государства Российского, изображает то, что хорошо знакомо ему самому, что близко многим среднестатистическим россиянам, в крови у которых настороженное отношение к шумным многомиллионным муравейникам с их непомерными притязаниями и амбициями. Читатель из глубинки с удивлением и радостью «узнает» в царстве-королевстве свой родной населенный пункт. Подобных не счесть на Святой Руси. В них с легкостью угадываются и Вологда, и Великий Устюг, и Владимир, и Астрахань… Это малый мир, равный великому. Где есть чем гордиться и где каждый житель на виду.

Параллельно с циклами создает Белянин и внесерийные произведения, среди которых романы «Моя жена — ведьма», «Рыжий рыцарь», «Багдадский вор», «Вкус вампира», «Охота на гусара». Разные реальности, разные эпохи, разные характеры. Вместе с автором читатель попадает то в волшебный мир арабских сказок, то в заснеженный русский лес времен Отечественной войны 1812 года, то в готический замок, наполненный всевозможной нежитью. Фантаст создает новые миры и изобретает головоломные повороты сюжета. И при этом неизменным остается одно — Белянин всегда и во всем продолжает быть верным паладином его величества Смеха. Смех — это панацея от всех бед, лекарство от всех болезней. Писатель считает, что в жизни, как и в сказке, должно торжествовать Добро. А для этого людям нужно для начала хотя бы услышать друг друга, улыбнуться, сделать шаг навстречу друг другу, протянуть руки.

По нашему мнению, книги Белянина просто обречены на успех и долгую жизнь. Потому что людям нравятся добрые и веселые сказки с хорошим концом. (Хоть большинство взрослых это и старательно скрывает.)



29.10.04 «Книжное обозрение» №49 (2007)

Аркадий Ильцев. Сквозь сети интриг

Сквозь сети интриг

Роман Злотников

Арвендейл: Фантастический роман.

М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2004. — 376 с. — (Фантастический боевик). 40 500 экз. (n) ISBN 5-93556-440-8

Любителям боевой фантастики представлять Романа Злотникова нет надобности. Ровно год назад он отметил своеобразный юбилей — суммарный тираж всех его книг перевалил отметку в миллион экземпляров. Этот результат для современной российской фантастики весьма впечатляющ. А за этот год общий тираж его книг увеличился еще на несколько сот тысяч. Злотников — создатель «космических опер», автор лихих авантюрных романов, действие которых происходит на далеких планетах. Читателям хорошо известны четыре цикла, написанных этим автором: «Берсерк» (выпущено два романа), «Грон» (три романа), «Вечный» (четыре романа) и «Империя» (два романа). Его герои на звездных кораблях бороздят просторы галактики, мотаются с планеты на планету, устраивают битвы в межзвездном пространстве…

Однако новая книга Романа Злотникова отличается от всего того, что он писал раньше. Нет-нет, любители увлекательных приключений не будут обмануты… Просто «Арвендейл», как не трудно догадаться из названия, не «космическая опера», а фэнтези. Признанный мастер интриги с легкостью овладел новым для него антуражем. По сути же читатель имеет новый крепко сбитый фантастический боевик.

Как требуют каноны фэнтези, установленные еще Джоном Рональдом Руэлом Толкиным, действие романа происходит в мире, населенном тремя разумными расами — люди, эльфы, гномы, а так же злыми и дикими орками. Впрочем, на этом сходство с «Властелином Колец» кончается. В мире, придуманном Романом Злотниковым, люди владеют магией, но не все, а лишь только аристократы. А это значит, что у простого парня из поселка с самой окраины Империи — каким является Трой, главный герой романа, — практически нет шансов на успех…

Его мать умерла при родах, его спасли двое воинов, бежавших из орочьего плена, его приняли в общину, где он и вырос. Однако вся его новая родня погибла во время налета орков. Тогда Трой стал воином-наемником, совершил множество героических поступков, подружился с одноруким гномом и с эльфом, которого прокляли его сородичи. И вот, наконец, этот самый Трой побеждает на рыцарском турнире и получает в награду Арвендейл…

Что же это такое? «Замок Арвендейл возник почти тысячу триста лет назад, сразу после Века Крови, на волне чувств, охвативших людей, гномов и эльфов после победы в Битве у Врат… Это было удивительное время, когда люди, Могучие и Высокие жили вместе и имели одного властителя… И продолжалось это почти триста лет… А потом на землю опустилась Черная тьма. И от герцогства Арвендейл не осталось даже следов. Дело в том, что Арвендейл оказался первым доменом на пути орд западных орков и именно на него они и обрушились в первую очередь… Когда орочьи орды были уничтожены и союзники попытались углубиться в леса Арвендейла, их там встретило такое количество Тварей тьмы, что посланный экспедиционный корпус вернулся несолоно хлебавши. Чуть позже гномы попытались пройти в свое поселение по подземным тоннелям, но были вынуждены не только бежать оттуда сломя голову, но еще и завалить все ходы, ведущие к нему». Вот такую сомнительную награду получил Трой. Однако при всем при этом Арвендейл — это «майорат, дающий право… на корону, причем даже не на баронскую, а на герцогскую»!

В общем, выиграв в турнире, молодой человек неожиданно угодил в самый центр густой сети старательно выстроенных и весьма коварных придворных интриг. Однако и Трой не так-то прост — он силен, отважен, умен, к тому же его погибшая мать была аристократкой, а это значит, что придворные интриганы получили серьезного соперника…

Интрига романа так лихо закручена, а детали фантастического мира настолько ярко прописаны, что трудно ограничиться одним романом. Скорее всего «Арвендейл» — это начало нового цикла. Зная творческую активность Романа Злотникова, можно предположить, что продолжение появится довольно скоро.


18.10.04 «Книжное обозрение» №43 (2001)

Дмитрий Михайлов. Все могут короли

Все могут короли

Панкеева Оксана

Поспорить с судьбой: Фантастический роман.

М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2004. — 412 с. — (Фантастический боевик). 7 500 экз. (n) ISBN 5-93556-418-1

Не рассчитывайте, дорогие любители индивидуального драконоборчества и массовых батальных сцен, что вы найдете их в новом романе Оксаны Панкеевой. Все это осталось в предыдущих двух книгах — «Пересекая границы» и «О пользе проклятий». А роман «Поспорить с судьбой» рассказывает все о том же волшебном мире и отнюдь не менее интересен, но посвящен совсем другой теме. То есть, конечно, и здесь есть могучие маги, кидающиеся пылающими «фаерболами», и хитрые придворные интриги, но главное не в этом.

Впрочем, начнем по порядку. Как известно тем, кто читал первые две книги этого цикла, многие его герои оказались в магическом мире совершенно случайно. Например, Жак, который не устает удивляться тому, что «вживленный ему имплант, предназначенный для прямого подключения к компьютеру, позволяет с таким же успехом переходить в магическую субреальность». Или Ольга, девушка куда более простая, но чуть ли не немедленно по появлении умудрившаяся влюбиться и выйти замуж за местного жителя. В этом мире им всем понравилось как минимум потому, что в нем «нет никакой радиации, химических отходов, прочих прелестей цивилизации. Натуральная пища без синтетических заменителей. Здоровый воздух, чистая вода, шикарная природа».

Другие персонажи также знакомы читателям. Например, бард Эль Драко или несколько симпатичных заговорщиков — Амарго, Пассионарио и иже с ними. Правда, большинство из них были известны нам под другими именами, а некоторые сменили еще и внешность (или даже расовую принадлежность), но так уж оказалось нужно, иначе не избежать им неприятностей еще больших, чем те, что и так уж им встретились.

Главная же тема книги — любовь. Точнее даже — женитьба. Король Шеллар III, поддавшись на долгие уговоры друзей и советников, твердо пообещал жениться «до наступления лета», то есть в течение трех месяцев. «Я король — значит я должен». Кандидатур, в принципе, хватает. Есть старая (не по возрасту, по времени отношений) и верная фаворитка Камилла. Есть большое количество достаточно знатных дам различных дворянских родов. Есть, наконец, целый цветник юных придворных девиц, которые, правда, между собой рассуждают о Его Величестве исключительно в выражениях типа: «А тебе неинтересно потрахаться с мужчиной, у которого большой и толстый?» (Не красней, дорогой читатель, нравы при земном Версале были еще хлеще.) Только все это как-то… не то.

Однако королевское слово твердо, а сердце мягко, и очень хочется, чтобы будущая королева была не просто данью обязанности, а настоящей избранницей. Ведь «…нельзя просто так жениться. Жениться надо по любви. Даже королю». Казалось бы, что проще? Вот и придворный маг советует: «Сердце обязательно даст вам знать, когда вы встретите ту единственную, что способна сделать вас счастливым. Когда оно подпрыгнет, ударится о ребра и скажет "это она!", не возражайте ему, оно знает лучше».

Дело осложняется еще и тем, что король — тоже человек. И, как ни странно, вполне может испытывать неуверенность в себе и обладать целой кучей других комплексов. Но и на это находится человек, способный провести с Шелларом сеанс психоаналитического внушения, основным моментом которого является: «Я самый классный парень в королевстве. Я такой, как я есть, и я себе нравлюсь». Так что и эта проблема вроде бы разрешена И — «Все могут короли». Вот и любовь возникла на горизонте.

Но есть еще и неприятное предсказание о короле в белой одежде. А вот поди ж ты — жениться надо непременно в белом. И тем не менее: «Судьбу нельзя обмануть, но ей можно сказать "нет"». А значит, свадьба состоится. А там — будь что будет. Ведь «судьба уважает настоящих упрямцев и уступает, не сумев согнуть настоящих героев. И даже самая малая победа в этом неравном бою может стать причиной славы или забвения, гордости или унижения, жизни или смерти».

ПРЕДЫДУЩЕЕ