ДАЛЕЕ

03.04.03 «Москва. АиФ» №14 (508)

Татьяна Драгныш. Фантастический боевик или антивоенная утопия?

Фантастический боевик или антивоенная утопия?

Алекс Орлов.

«Ультиматум». Роман. М, 2002. Алекс Орлов. «Секретный удар». Роман, М., 2003

В современной литературе возник новый жанр, который издатели определили как фантастический боевик. Читая одного такого автора с чисто исследовательской целью и вначале пытаясь подогнать еще не существующую рецензию то под рубрику «чтиво», то под категорию «масскульта», постепенно поняла, что автор вышел в своем творчестве на уровень философских обобщений.

Алекс Орлов, несомненно, читал и Оруэлла, и Кизи, смотрел западные коммерческие фильмы-триллеры, понимает, как сконструироватъ успешно продаваемую книгу. При этом он проявляет недюжинньй талант ироничного и многоповидавшего творца, который при вполне качественном литературном письме и довольно-таки занимательном в сюжетном отношении тексте, заполненном аллюзиями и ассоциациями дает смешной и ехидный портрет современной капиталистической системы.

Чего стоит министр детского воспитания, который курит голубую траву, или зарплата, выдаваемая не деньгами, а мифическими «кредитами»: «Он и стоявшие с ним рядом инженеры жевали тетрафиниловую жвачку, разрешенный наркотик, продававшийся в заводском буфете по восемь кредитов за порцию» («Ультиматум»). Чего стоит подразделение солдат-биороботов, на которых надеты «ускорители нервных импульсов, системы наведения» и т.д. и т.п. («Секретный удар»).

Самой же большой удачей автора является то, что по прочтении книги образованный читатель с удовлетворением отмечает: у всех нас определенное отвращение к войне как таковой.

Мир ненормален, если генералы межгалактических вооруженных сил наживаются на торговле оружием и чужом горе.

Вот такая простенькая мысль после чтения «Ультиматума» и «Секретного удара» Алекса Орлова, глянцевых коммерческих книжонок.



31.03.03 «Книжное обозрение» №12 (1918)

Ольга Ромашкина. Трое против нечисти

Трое против нечисти

Белянин Андрей, Черная Галина

Профессиональный оборотень: Роман.

М.: АРМАДА, Альфа-книга, 2003. — 347 с. 30 000 экз. (п) ISBN 5-93556-260-Х

Все уже привыкли, что в научной фантастике идеи могут кочевать из произведения в произведение, создавая единое информационное поле. Скажем, роботов придумал Карел Чапек, а как мощно они расселились по книжкам других авторов! Но в последнее время и в ненаучной фантастике все чаще появляются примеры формирования единого литературно-мифологического пространства. А действующими лицами оказываются какие-нибудь сверхъестественные существа из различных языческих систем, а также герои известных художественных произведений.

К текстам такого рода относится и «Профессиональный оборотень» Андрея Белянина и Галины Черной. Их персонажи — Алина Сафина, Алекс Орлов и говорящий кот 013 — члены спецотряда из будущего, которые в разных временах и странах охотятся на всякую нечисть. На «склизких вампиров, оживших мертвецов, оборотней-людоедов…» Все это в новинку Алине, которая попала в отряд после того, как ее покусал монстр и ей предрекли превращение в такое же чудовище. Желая избежать этой участи, она сама становится «охотником», дабы отыскать ингредиенты для спасительной вакцины.

С кем только не сталкиваются герои! Только справились с летающими головами в средневековой Японии, как уже следующее дело на подходе. На севере современной России им предстоит сразиться с ангъяком — злобной душой невинно убиенного младенца, жаждущей человеческой крови. Конечно, местные жители тоже помогают. Эскимоска-шаманка пишет нужное заклинание на сушеной рыбе и вручает ее коту. Нелегкое это для него испытание… Встречаются в романе и обаятельные монстры. Почти покорил сердце Алины своими искренними чувствами жеводанский Зверь, Волк-оборотень, державший в страхе всю округу. А привидение в древнем шотландском замке выступило в роли доброй феи, соединившей любящие сердца. Без него молодые и не разобрались бы в своих чувствах…

Помимо фольклорных персонажей в романе действуют герои других фантастических произведений: толкиновские хоббиты, сова — сестра совы из «Гарри Поттера»… Между прочим, подобный принцип выбора персонажей возник задолго до наших дней. Взять хотя бы «Золушку» Евгения Шварца: тут тебе и мальчик-с-пальчик, и кот в сапогах — даром что сказочное королевство. Да и раньше авторы не гнушались сажать за один стол популярных героев. В эпоху Средневековья один юморист написал «Вечерю Киприана». В этом тексте описывалось бурное общение Адама, Ноя, Иуды и прочих библейских персонажей.

Словом, традиция мощная. Хотя современная фантастика тяготеет к увеличению списка «допустимых образов». В «Вечере Киприана» действовали только библейские персонажи. В «Золушке» — исключительно сказочные. В наши дни читателю предлагается более разнообразное «меню». В уже упомянутом «Гарри Поттере» Дж. К. Ролинг вполне мирно уживаются представители самых разных мифологий — кентавры, гоблины, привидения… У нашего соотечественника Михаила Успенского на страницах романа «Там, где нас нет» встречаются кентавр Китоврас, король Артур, царь Соломон и русский богатырь Жихарь. Поэтому, пожалуй, можно говорить о том, что исторически сложившаяся традиция корректируется под влиянием современного постмодернистского искусства. А использование разномастных персонажей служит «отсылкой» к другим произведениям.

Вот и отсылают нас Белянин и Черная то к «Мастеру и Маргарите», то к анекдотам про чукчей, то к современной фантастике (Алекс Орлов) и эстраде (Алина Сафина — это Алсу?), то к каким-то историческим лицам (попадая во Францию XVIII века, Алекс называет себя Густавом Курбе — по имени известного французского живописца XIX столетия. Должно быть, «косит» под его дедушку). Впрочем, читая книжку, о постмодернизме не задумываешься: больно уж легко и весело «проглатывается» роман. И лишь потом осознаешь: а ведь он совсем не так прост…



11.03.03 «Книжное обозрение» №9-10 (1915-1916)

Дмитрий Мартынов. Самураи в небесах

Самураи в небесах

Злотников Роман, Воробьев Александр

Ронин: Фантастический роман.

М. АРМАДА; Альфа-книга, 2003. — 377 с. — (Фантастический боевик). 28 000 экз. (п) ISBN 5-93556-259-6

Как писал Юдзан Дайдодзи в своем «Будосесинсю»: «Если все происходит согласно составленному плану — будет победа». Так кто же составил тот план, которому подчинена жизнь Николаса Фолдера? Случайность громоздится на случайность, а неудачи следуют одна за другой. Сначала погибает его господин, сегун Такаси, и Фолдер вынужден покинуть Восходящую Империю. Только успел герой устроиться на приличную работу в школе телохранителей — через год умирает глава школы. Следующему нанимателю Ник даже не успел представиться: начинается межзвездная война, и новое место службы, планета Хаук, становится одним из форпостов сопротивления. Однако в школе господина Кобаяси один из представителей древнего «Ордена Хранителей Человечества» зачем-то научил Ника мистическим боевым методикам Ордена, в том числе так называемому «прохождению коридора», что превращает обычного воина в берсерка, в почти неуязвимую машину убийства. Итак, к чему же ведет ронина Ника Фолдера его судьба?

Маленькая песчинка, попавшая в гигантский механизм, может разрушить всю машину. Аналогичным образом один человек способен изменить ход войны, политики и истории вообще (этот принцип в свое время хорошо описал Эрик Фрэнк Рассел в романе «Оса»). Кошкоподобные агрессоры Ррады превосходят людей по всем статьям, к тому же на их стороне бывшие союзники Земли, предатели Зиа, и тем не менее, есть способ противостоять «кисам» Строго иерархическая цивилизация Градов исповедует принципы, во многом похожие на «бусидо»: воинская честь и доблесть ставится превыше всего, и Верховный Вождь доказывает свое превосходство в личном поединке.

Именно этим решают воспользоваться Рыцари Ордена Хранителей, чтобы переломить ход войны. При этом шансов на победу в бою один на один у человека с «кисой» практически нет, но вот тут-то и вступает в силу великий «дух Ямато».

«Если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие» — Ямамото Цунэтомо, «Хагакурэ». Самурай Николас Фолдер, не спасший от смерти своего господина, должен был умереть, совершив «сэппуку», и ментальный блок, удерживающий его от самоубийства, одновременно лишил его смысла жизни. Хитрость (или мудрость) Ордена Хранителей направляет его устремления в новое русло. Теперь он стал слугой не одного человека, а всего человечества. Погибнуть «за», погибнуть «во имя» — идеал и счастье самурая. Слова «невозможно» просто не существует. В ситуации, к которой Рыцари подходили с точки зрения силы, Фолдер действует с позиции воли. И совершает то, чего не смог бы совершить весь Орден Хранителей.

«Не эта история лежала в основе грядущей победы. Но заминка Градов позволила Людям перейти в контрнаступление. Пусть неудачное, оно вселило надежду в потерявших веру людей. А вера в те годы значила все». Небольшой эпизод великой войны — человек, всего лишь не погибший бесцельно.




17.02.03 «Книжное обозрение» №6 (1912)

Вадим Баянов. Шпион на бирже

Шпион на бирже

Орлов Алекс

Секретный удар: Фантастический роман.

М.: Армада, Альфа-книга, 2003. — 409 с. — (Фантастический боевик). 23 000 экз. (п) ISBN 5-93556-257-Х

Российский писатель-фантаст Алекс Орлов известен читателям в первую очередь благодаря циклу романов «Тени войны» (вышло более 20 книг). В своих романах Орлов повествует о таких супергероях, на плечи которых совершенно неожиданно обрушивается огромная ответственность. Столкновение космических армад, противостояние спецслужб и доведенное до абсурда невежество «ученых умов» становятся для автора неисчерпаемым творческим ресурсом. Детектив, приключения, научная фантастика, элементы фэнтези — вот главные черты книг Орлова.

Новинка цикла «Тени войны» — остросюжетный роман «Секретный удар». Герой его — преуспевающий биржевой игрок Герберт Апач из города Рио-Капанас, что на планете Тироль. Он имел роскошный автомобиль, просторный дом и собирался жениться на первой красавице города. Но судьба сделала поворот: Апача объявили шпионом и приговорили к расстрелу. Его преследовали монстры, за ним по пятам гналась неведомая сила. На него начали жестокую охоту… Такой вот захватывающий сюжет для настоящих любителей боевой фантастики.




08.02.03 «Известия» №23 (2630)

Роман Злотников. Монархия — мать достатка

Монархия — мать достатка

 

Автор — Роман ЗЛОТНИКОВ. Подполковник милиции, преподаватель боевой подготовки филиала Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Успешный писатель-фантаст. Живет в Обнинске Калужской области.

Еще совсем недавно я при слове «монархия» презрительно кривил губы. Люди, в современном мире серьезно относившиеся к монархии, казались мне ряжеными, эдакими заигравшимися переростками.

Но однажды мне на глаза попался справочник с рейтингом ООН по качеству и продолжительности жизни. Я с удивлением обнаружил, что семь стран из первой десятки — монархии. Я пытался объяснить это случайностью. Затем подумал, что все эти страны в первую очередь являются демократиями. Монархия там — всего лишь традиция, не имеющая никакого практического значения. Разве можно считать Канаду или Австралию монархическими государствами? Ведь где они, а где — британская королева?! Но вопрос меня задел, и я начал копать. И пришел к поразившим меня выводам.

Во-первых, монархия — это не одна из форм правления, а скорее наиболее удачная форма организации нации. Под нацией я понимаю не некий ограниченный этнос, а всю совокупность народов, сумевшую создать сильное и устойчивое государство. Независимо от размеров.

Скажем, фламандско-валлонская нация в свое время сумела создать Королевство Бельгия, австро-венгерско-чешско-словацкая — могучую Австро-Венгрию, а сербско-хорватская — Югославию.

Интересная закономерность: в случае многонационального государства целостность страны сохранена лишь при сохранности монархии. А где утратили монархию, от государства остался один пшик.

Сегодня монархия — это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от, скажем так, родоплеменной, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах. Коммунисты даже в монархической Швеции сумели отыскать вариант «социализма с человеческим лицом»!

В Кувейте или Арабских Эмиратах построили для своих граждан такую жизнь, которая нами воспринимается как коммунизм. Всего пара штрихов. Во-первых, любой гражданин страны имеет право на любую бесплатную медицинскую помощь, в том числе ту, которая оказывается в любой (даже самой дорогой) клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение вкупе с бесплатным содержанием в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна и т.д.).

Да, у них много нефтедолларов, но если монархия — так плохо, какого же рожна правителям вообще думать о своих согражданах? Рядышком расположены Ирак и Иран, тоже сидящие на миллиардах тонн нефти, но буквально не вылезающие из череды революций, кризисов и войн.

Во-вторых, современные европейские монархии никогда не выполняли чисто представительские функции. Да, в своем большинстве нынешние монархи не могут отдать приказ продать десять тонн золота из запасов страны или перебросить батальон парашютистов в Афганистан. Но предположить, что человек, которому на протяжении десятков лет каждый день ложатся на стол доклады спецслужб, экономические обзоры, человек, который лично знает сотни, тысячи самых известных, богатых, талантливых и влиятельных людей своей страны и иных стран мира, не оказывает никакого влияния на жизнь своей страны, предположить такое может только глупец.

Монархам нет нужды отдавать прямые распоряжения. Достаточно пригласить на чашку чая пять-шесть крупных банкиров, пообедать в обществе десятка высших военных, приехать в лично патронируемый университет и провести ланч с тремя десятками крупных ученых страны. Выслушать мнения собеседников и (настойчиво или ненавязчиво) высказывать свое. Ему последуют? Не всегда и не все. Но его учтут? Несомненно. А ведь именно так формируется политика.

При возвращении к монархической форме правления мы сможем быть твердо уверенными, что у нас есть как минимум один человек, который работает не думая о собственном кармане, поскольку должностью он обязан всему народу, а его капитал — вся страна. И своему наследнику он может передать либо все, либо ничего.

У нас в Европе есть страна-близнец, которая прошла и через свою революцию, и через свою гражданскую войну, и через свой вариант тоталитаризма. Это Испания. Так вот, когда там возродилась монархия, в этой стране не было никаких устойчивых политических партий, Испания с трудом расставалась с тоталитарным прошлым. Был у них и свой путч, и свои чеченцы — баски. Однако они обошлись без расстрела парламента и без «антитеррористической операции», сумев так развернуть приоритеты всего общества, что оно само, без помощи военных, дало отпор терроризму. Спустя всего десять лет испанцы уже имели стабильную экономику и вошли в члены ЕЭС…

А теперь сравните это с тем, что имеем мы на не знаю уж каком году «демократических преобразований».

Так что монархия — это не приложение к стабильности достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

Канада и Австралия, давно уже став абсолютно независимыми государствами де-факто, до сих пор де-юре продолжаю оставаться доминионами Британии. Сравните это с тем, с какой скоростью разбегались из Союза «братские» республики. Может быть, наш шанс на будущее объединение с теми ж белорусами именно в том, что у нас будет общий Государь?

Наш президент, отвечая на вопросы населения в прямом эфире, счел необходимым коснуться и проблемы возрождения монархии в нашей стране, пусть даже и негативно отозвавшись об этой возможности. Это означает, что идеи современного монархизма, который поможет России решить сегодняшние и завтрашние проблемы, буквально витают в воздухе.

ПРЕДЫДУЩЕЕ