(1) Агата Кристи. ЭРКЮЛЬ ПУАРО.
Книга открывает уникальную серию о самых знаменитых сыщиках в истории мирового детективного романа. Герой этого сборника вряд ли нуждается в особом представлении, ибо имя Эркюля Пуаро хорошо знакомо любителям старого доброго английского детектива во всем мире. Его звезда засияла на литературном небосклоне в 1920 году, с выходом первого произведения знаменитой «старушки Агаты», и не меркнет до сих пор.
Лучше откроем книгу, сядем поудобнее и посоревнуемся со знаменитым сыщиком в умении логически мыслить и распутывать сложнейшие головоломки
(2) Реймонд Чандлер. ФИЛИП МАРЛО.
Частный сыщик Филип Марло герой популярных романов «Вечный сон», «Прощай, красотка» и «Блондинка в озере», написанных знаменитым классиком американского детектива Реймондом Чандлером. За внешностью громилы в шесть футов роста и ста девяноста фунтоа веса, под маской черного юмора и самоиронии скрывается поистине романтическая душа. В ответ на обвинения в излишней легкомысленности и цинизме при выполнении служебных обязанностей Марло утверждает: «К работе я отношусь совершенно серьезно. Но если ее детали воспринимать без чуточки юмора, то можно подохнуть от тоски».
(3) Жорж Сименон. КОМИССАР МЕГРЭ.
К 1929 г. француз Жорж Сименон за предыдущие десять лет написал около двухсот романов и приблизительно тысячу новелл. Но все это была легковесная коммерческая беллетристика. И только «набив руку», став настоящим профессионалом, Сименон отважился объявить миру о том, что и во французской литературе появился настоящий гений сыска, обаятельный, проницательный грузный добряк, щелкающий криминальные задачи как орехи.
Жюлю Мегрэ, сыну управляющего имением, скромному французскому обывателю, не получившему ни приличного воспитания, ни высшего образования, соревноваться с известными «высокомерными снобами» вроде Шерлока Холмса, казалось бы, нелегко. Тем не менее Мегрэ держится в присутствии своих знаменитых коллег весьма уверенно, блестящими результатами сложнейших расследований подтверждая продуктивность своего собственного метода. А поскольку он является героем семидесяти шести романов и двух десятков новелл, то по количеству раскрытых преступлений явно занимает первое место.
(4) Эрл Стенли Гарднер. ПЕРРИ МЕЙСОН.
Судебный адвокат в системе института американского правосудия явление особое, не имеющее аналогов в европейской юридической практике. Герой Э.Гарднера не просто адвокат, он активно участвует в процессе расследования: собственноручно добывает улики, спешит попасть на место преступления раньше полиции, подчас даже скрывает на время вещественные доказательства. В отличие от своих европейских «литературных коллег», респектабельных и невозмутимых интеллектуалов, Перри Мейсон не ограничивается выяснением обстоятельств дела и передачей преступника в руки правосудия. Исчерпывающее, окончательное разрешение каждая криминальная задача находит в зале суда, ведь основной целью сыщика-адвоката остается защита невиновного клиента.
(5) Рекс Стаут. НИРО ВУЛЬФ.
В этот том вошли известные романы классика американского детектива из самого популярного сериала Р.Стаута, герои которого частные сыщики из Нью-Йорка Ниро Вульф и его помощник Арчи Гудвин.
Подавляющее большинство романов этого цикла так или иначе в основе криминальной ситуации имеют семейные или любовные отношения, вплоть до любимой темы детектива XIX в. тайна незаконнорожденных детей. И лишь один из них, «Звонок в дверь», принципиально отличается. В этом расследовании Вульфу и Гудвину противостоит не частное лицо, а могущественная организация Джона З.Гувера ФБР.
(6) Артур Конан Дойл. ШЕРЛОК ХОЛМС.
В этот том вошли все четыре романа сэра Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. «Этюд в багровых тонах» (1888 г.) первое произведение «холмсиады», ознаменовавшее начало литературной биографии знаменитого детектива. После издания второго романа о Холмсе «Знак четырех» (1890 г.) Конан Дойл наконец решился оставить врачебную практику и целиком посвятить себя литературе. Цикл рассказов «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894 г.), несмотря на все уговоры, писатель завершил гибелью героя, надеясь навсегда распрощаться с Холмсом. Поэтому «воскрешение» героя в романе «Собака Баскервилей» (1902 г.) стало долгожданным бесценным подарком безутешным читателям. Последний роман о Холмсе «Долина ужаса» (1914 г.) своеобразный симбиоз старого английского детектива и американского крутого боевика, обусловленный выходом лихих сыщиков-янки на арену детективной литературы того времени.
(7) Гилберт Кийт Честертон. ОТЕЦ БРАУН.
В этот том вошли лучшие рассказы Г.К.Честертона из пяти сборников произведений знаменитого английского мастера детектива о расследованиях отца Брауна. Зарисовки английского и отчасти американского общества, созданные автором в жанре детектива, не претендуют на объективность. Скептическая ирония, экзальтированность персонажей и ситуаций придают им совершенно индивидуальный колорит. Особое значение имеет и постоянный авторский комментарий, рассчитанный на снижение образа. Благодаря этому приему гнев выглядит смешным, благородство нелепым, решительность буффонадой. Но
лукавый автор не в силах скрыть искреннюю симпатию к своему необычному персонажу. Да и может ли быть иначе, ведь маленький кроткий священник в труднейших, на первый взгляд неразрешимых коллизиях неизменно оказывается носителем того, что свято исповедовал сам Честертон, человек, мыслитель и художник, гуманистического здравого смысла
(8) Агата Кристи. МИСС МАРПЛ.
В том вошли три наиболее популярных романа А.Кристи с участием мисс Марпл. Дотошная и обаятельная героиня Кристи ухитряется распутывать такие головоломные преступления, раскрыть которые не каждому профессиональному сыщику по зубам. А все потому, что неприметная мисс Марпл просто знает жизнь лучше других
И именно это обстоятельство объединяет ее со всемирно известным автором детективного жанра, с самой Агатой Кристи.
(9) Росс Макдональд. ЛУ АРЧЕР.
Американский писатель Росс Макдональд псевдоним Кеннета Миллара (1915—1983) появился на свет вместе с сыщиком Лу Арчером в 1947 году. Успех детективного романа в значительной степени зависит от образа главного героя. И Макдональд, придумав своего земляка, «крутого» детектива из Южной Калифорнии, не прогадал. Лу Арчер живет и действует в мире, который «оставляет шрамы», в котором друг может оказаться врагом, а полиция, прокуратура и даже сам клиент делают все, чтобы истина, добытая сыщиком, не стала достоянием гласности. Пусть Лу не всегда играет честно со своими оппонентами, но именно в неординарности этой личности и заложен тот самый магнетизм, который не позволяет спутать героя Макдональда ни с каким другим частным сыщиком.
(10) Эд Макбейн. СТИВ КАРЕЛЛА.
87-й полицейский участок был нанесен на карту большого американского города, сильно напоминающего Нью-Йорк, в 1956 году. В этом же году появился на свет американский писатель Эд Макбейн. Это совпадение не случайно. Сальваторе А.Ломбино, родившийся 15 октября 1926 года в Нью-Йорке, стал известен читателям в двадцать шесть лет под именем Ивен Хантер как автор реалистических романов, затрагивающих самые разные проблемы современной Америки. Но настоящая слава пришла к Ломбино, когда в возрасте тридцати лет он как Эд Макбейн начал издавать детективно-полицейские романы о 87-м участке. К началу 90-х годов вышло несколько десятков книг с участием Стива Кареллы, без которого не обходится практически ни один сюжет. Четыре романа из более чем сорока вошли в этот том.
(11) Микки Спиллейн. МАЙК ХАММЕР.
Впервые вышедший на литературную арену в 1947 году, частный сыщик Майк Хаммер отработал на ней четыре с лишним десятилетия последний роман с этим героем был опубликован в 1989 году, а всего их было написано Микки Спиллейном (р. 1918) двенадцать. Герой Спиллейна не столько выискивает виновника, сколько твердо верит в то, что виновник перед ним, и нередко буквально выколачивает из него нужное признание. Простота фабулы, четкое разделение персонажей на плохих и хороших, благородство мотивов создают тот нехитрый, но могучий мелодраматический колорит, который и выступает моральным оправданием той «красоты жатвы», которую регулярно собирает Хаммер.
(12) Лев Овалов. МАЙОР ПРОНИН.
Кто в нашей стране не знает майора Пронина? Герой анекдотов, объект многочисленных пародий, персонаж, чье имя стало нарицательным. Но неужели так глуп и примитивен человек, «переигравший» противника как на своей, так и на чужой «площадке», человек, в годы войны выдавший себя за немца. Кто из якобы знающих Пронина читал повести, написанные о нем Львом Сергеевичем Оваловым (1905—1997)? Видимо, многие. Чекист Пронин появился на свет незадолго перед Великой Отечественной, когда в «Библиотечке красноармейца» были опубликованы «Рассказы майора Пронина». Гражданская война, послевоенная разруха; идет борьба с затаившимся врагом. Молодой Пронин защищает молодую республику. С годами менялась внутренняя и внешняя политика Советского Союза менялся герой. Борьба с бандитами и диверсантами, работа во вражеском тылу в годы Великой Отечественной, охота за шпионами в годы войны «холодной» майор всегда на посту. Незавершенное предисловие к этому тому, в котором впервые собраны все произведения о Пронине, автор начал словами: «Перед войной в мире было три великих сыщика отец Браун, Шерлок Холмс и майор Пронин
»
(13) Декстер Колин. ИНСПЕКТОР МОРС.
Сразу же после публикации в 1975 году первого детективного романа Колина Декстера (р.1930) «Последний автобус на Вудсток» его главный герой инспектор Морс безоговорочно завоевал симпатии английских читателей. С появлением очередных романов о работе полиции старинного университетского Оксфорда (а их создано уже двенадцать) слава Морса росла, увеличивая круг поклонников цикла. Рассеянный, чудаковатый Морс непревзойденный мастер по разгадыванию кроссвордов, шарад, ребусов, любитель поиграть словами и выпить пинту-другую горького пива, полистать порнографический журнальчик и посидеть на сеансе стриптиза, человек, упорно отстаивающий свои ошибочные версии. Он гениальный сыщик. Это признают и ближайший помощник инспектора сержант Льюис, и другие коллеги Морса. За свои романы Декстер удостоен высших наград Ассоциации писателей детективного жанра «Золотой кинжал» и «Серебряный кинжал». А экранизацию романов, с Джоном Тоу в роли Морса, видели миллионы российских телезрителей.
(14) Дороти Л.Сейерс. ЛОРД ПИТЕР УИМЗИ.
Детективный дебют английской писательницы Дороти Л.Сейерс (1893—1957) состоялся в 1923 году, когда увидел свет ее роман «Чей труп?». В нем она познакомила читателей с великим сыщиком лордом Питером Уимзи, который стал главным действующим лицом одинна-дцати романов и двадцати одного рассказа писательницы. Вряд ли можно с какой-то определенностью утверждать, кто из обширной галереи великих сыщиков «гениальнее», но в том, что лорд Питер получился у Сейерс вполне обаятельным, трудно усомниться. Он вполне может претендовать на звание самого интеллектуального аристократа и самого аристократического интеллектуала в истории детектива. Как и его знаменитые предшественники, лорд Питер расследует преступления не из необходимости зарабатывать себе на жизнь, но скорее из любви к разгадыванию ребусов и головоломок, а, как известно, наиболее занимательные из них те, что рождены самой жизнью.
(15) Питер Кейв. ИНСПЕКТОР ТАГГЕРТ.
Инспектор шотландской полиции Джим Таггерт, блистательно сыгранный Марком Макманусом, уже доказал свою компетентность миллионам зрителей одноименного телесериала. Теперь с методами расследования знаменитого детектива знакомит писатель Питер Кейв. Размеренную жизнь провинции взрывает череда убийств респектабельных бизнесменов. Они не были знакомы друг с другом, но все имели несчастье стать жертвами убийцы в некоем уединенном коттедже (роман «Пряничные человечки»)
При загадочных обстоятельствах гибнут сотрудники фармакологического центра, из вивария которого были украдены ядовитые змеи и пауки («Змеиное гнездо»)
Мужская часть населения провинциального городка испытала невероятное по-трясение: отец большинства новорожденных в этом году один человек (роман «Запретный плод»)! Профессиональная халатность юной Дженет Напьер явилась причиной смерти больной девочки. Двадцать лет спустя жизнь родных и близких врача превращается в кошмар («Роковое наследство»)
Расследование этих дел ведет инспектор Таггерт со своими помощниками сержантом Майком Джардайном и констеблем Джеки Рейд. А это значит, читателей ждут головокружительные погони, поединки с изворотливыми, безжалостными преступниками, блестящие победы сыщика-интеллектуала.
(16) Кризи Джон Сейерс. РОДЖЕР УЭСТ.
Английский писатель Джон Кризи (1908—1978) по производительности труда безусловный чемпион среди своих коллег по детективному цеху. Более чем под двадцатью псевдонимами он опубликовал свыше 560 детективных произведений. Первый роман одного из самых, пожалуй, удачных сериалов Кризи, посвященных инспектору Роджеру Уэсту из Скотленд-Ярда, увидел свет в 1942 году, и затем на протяжении трех с лишним десятилетий этот персонаж регулярно напоминал о себе. Уэст решает криминальные загадки не в тиши кабинета и не на прогулках по тенистым паркам. Он постоянно находится на ногах, и в этом смысле чем-то похож на персонажей американских детективов, живущих по принципу «волка ноги кормят». Как и его американские коллеги, Уэст нередко вступает в рукопашную с оппонентами, но, отличаясь чисто британской сдержанностью, к физическим мерам воздействия прибегает лишь в качестве вынужденной меры. Джон Кризи очень заботился о читабельности своих книг и не позволял своим персонажам «тянуть одеяло на себя», отвлекая читателей от интриги демонстрацией эрудиции. Инспектор Уэст в этом смысле отлично выполняет авторское задание.
(17) Эрл Стенли Гарднер. ДОНАЛЬД ЛЭМ.
Имя Эрла Стенли Гарднера обычно ассоциируется у широкого читателя с образом Перри Мейсона, однако некоторые поклонники творчества писателя утверждают, что куда лучше и занимательней получился у него сериал о частном детективе Дональде Лэме. Под псевдонимом А.А.Фэйр Гарднер написал двадцать девять романов о похождениях этого героя. Как и в книгах о Перри Мейсоне здесь в принципе сохраняется модель классического детектива. На первое место выходит загадочное преступление или серия преступлений, и лишь в финале злоумышленники выводятся на чистую воду, а невинные жертвы восстанавливаются в своих законных правах. Как и его создатель, Лэм изучал юриспруденцию и работал адвокатом, но, в отличие от Гарднера и Перри Мейсона, никаких лавров тут не снискал и был вынужден искать другую работу. Благодаря воле случая он начинает работать в частном детективном агентстве и благодаря своему таланту детектива из подчиненного становится равноправным партнером. Дональд Лэм постоянно берет верх над самыми ловкими и хитрыми интриганами, ибо, как и положено великому сыщику доброй старой закалки, в своих действиях отлично использует те самые «маленькие серые клеточки мозга», которые любил заставить потрудиться и знаменитый Эркюль Пуаро.
(18) Грегори Макдональд. ФЛЕТЧ.
Слово «Макдональд» прекрасно знакомо практически каждому россиянину. Для тех, кто знает о детективах только понаслышке, оно ассоциируется с гамбургером, для любителей жанра с большой американской тройкой: Джоном, Россом и Грегори Макдональдами. Грегори самый молодой из всех (родился в 1937 году) и единственный ныне здравствующий и продолжающий творческую деятельность. Родился он в респектабельной семье, получил прекрасное образование и, став журналистом, прошел путь от репортера до редактора отдела крупнейшей газеты Бостона «Бостон глоуб». Но в 1973 году профессиональная журналистская карьера Грегори Макдональда закончилась. И причиной тому стал написанный им роман «Флетч», феноменальный успех которого принес автору мировую известность. Ирвин Морис Флетчер, герой романа, а потом и сериала, стоит того, чтобы к нему проявили интерес миллионы читателей. Он энергичен, находчив, не слишком разборчив в средствах, но честен, умен и остроумен. Таковым, наверно, и должен быть герой популярных и всеми любимых детективов.
(19) Лео Мале. НЕСТОР БЮРМА.
В шеренге знаменитых сыщиков мира Нестор Бюрма стоит рядом с героями американских детективов, в которых частные сыщики кулаком и пистолетом отстаивают право на свой бизнес. Кто же он частный детектив Нестор Бюрма? И как этому «одинокому волку» удается выжить в джунглях большого безжалостного города? Бюрма владелец детективного агентства «Фиат люкс»; мужчина среднего роста и возраста, которому «ничто человеческое не чуждо». Он любит хорошо поесть и выпить виски, он не прочь пофлиртовать с привлекательной женщиной
Что же касается самой следственно-розыскной работы: наблюдений, тайного проникновения в подозрительные места и, естественно, схваток с коварным противником то здесь Нестору нет равных. Не имея времени для «погружения в атмосферу» или построения цепочек логически взаимосвязанных дедуктивных рассуждений, Бюрма использует для борьбы с врагом оружие и силу, недостаток которых он с лихвой восполняет хитростью и природной смекалкой. Что бы с ним ни происходило, герой Лео Мале не отчаивается, не впадает в уныние, а борется до последнего, активно противодействуя злу, и потому выигрывает в схватке.