ДАЛЕЕ

01.12.03 «Книжное обозрение» №49 (1955)

Дмитрий Михайлов. Женская мечта

Женская мечта

Первухина Надежда

Выйти замуж за дурака: Роман.

М.: АРМАДА. «Издательство Альфа-книга». 2003. — 410 с. 12 000 экз. (n) ISBN 5-93556-315-0

Вообще-то юмористическая фэнтези на темы русских народных сказок уже изрядно поднадоела. И читателям, и критикам, да и самим писателям продолжать этот поток стало несколько неудобно.

Тем чудесней и удивительней становится эффект от прочтения книг Надежды Первухиной. Уже первые ее романы, составляющие трилогию о городских ведьмах: «Имя для ведьмы», «Все ведьмы делают это» и «От ведьмы слышу» стали примечательным явлением в этом жанре. В отличие от множества подобных произведений юмор в них был не вымученным, а действие — на самом деле энергичным.

Еще интереснее читать новое произведение Первухиной — «Выйти замуж за дурака». Как сказал один молодой человек, торгующий книгами на лотке: «Это же мечта каждой женщины!» И впрямь, кого не привлечет подобное название?

А на самом деле все просто. Ученая дама-филолог с замечательным именем Василиса Премудрова, специалист по русскому фольклору, вся из себя несчастная по поводу расставания с милым другом, да еще и в преддверии защиты диссертации, подбирает на улице кошку. Ох и хороша кошка! Рыжая, пушистая, говорящая! А некоторое время спустя выясняется, что кошка и вовсе не проста. Поскольку на самом деле она никакой не домашний зверек, а вовсе заколдованная царица «Тридевятого царства и всех окрестностей, включая даже Кудыкины горы» Руфина Порфирородная.

Заколдовала Руфину злая Аленка-ведьма, чтобы занять ее престол (хотела, правда, превратить в лягушку, но вышло в кошку). А теперь Аленка хочет еще и извести царицыных сыновей, из которых старший, естественно, Иван-царевич, а младший, для симметрии, Иван-дурак. Чтобы противостоять злой ведьме, нужен человек из реального мира. И хитрая Руфина решает выдать Василису за своего младшенького (потому что старший уже женат на Василисе Прекрасной).

Тем не менее простой народ не очень замечает подмены на троне. Жизнь бьет ключом. На рыночной площади продаются фигурные пряники — гордость столичного Кутежа и основная статья тридевятского экспорта. Там же выступает прославленная скоморошья группа «Корешата» «не по-детски впаривая свой козырный хит «Круто! Ты попал не туда!». И продает чудодейственные настойки «Молодит» и «Невисит» аль-шайтанский лекарь и аптекарь Ин-Дометацит. Строго говоря, подобное смешение стилей и пародии на все и вся могли бы оказаться не только неинтересными, но и раздражающими, если бы не были действительно смешными. И это, конечно, несомненная заслуга автора. Надежда Первухина совершенно не боится подселять в мир русской сказки компьютерных Крутого Сэма и Девочку, Живущую в Сети, смело объявляет ведущими кутежанскими пивоварами Ивана Таранова и Ивана Солодова, а послом княжества Нихтферштейн назначает Готфрида фон Кнакена, то есть гофмановского Щелкунчика.

А события начинают развиваться неожиданно. Над Кутежем терпит крушение рейсовый Змей. И выживший после этого пассажир, Великий Махатма, при попустительстве той же Аленки начинает обращать кутежан в свою веру. То есть учит, что не надо есть мясо и пряники, а надо курить душеполезную траву «кумарис» и петь мантры. Ну а если кто не хочет подчиняться новому порядку, то такого зловредного человека начинают колоть перебродившим соком молодильных яблок, пока не перевоспитается. Ужас!

Но находятся в царстве богатыри, способные противостоять вражеским козням. Знаменитая Марья Моревна возглавляет партизанское движение. В лесу тайно производятся подметные пряники с хулительными надписями типа «Убирайся с трона, злобная Алена!» и воззваниями к народу: «Смерть захватчикам!» или «Нам нету слаще слова, чем «Свобода»!»

Зло, разумеется, будет повержено, а Василиса Премудрова защитит свою диссертацию. Но перед этим в книжке произойдет столько событий, столько невероятно смешных и просто невероятных происшествий, что хватило бы не на один роман. Впрочем, финал книги вполне позволяет надеяться на продолжение.


13.10.03 «Книжное обозрение» №42 (1948)

Игорь Черный. Старца великого тень

Старца великого тень

Леженда Валентин

Разборки олимпийского уровня: Роман.

М.: АРМАДА. «Издательство Альфа-книга». 2003. — 396 с. 10 000 экз. (n) ISBN 5-93556-295-2

Много веков назад закончилась Троянская война, в честь которой слепой старец Гомер сложил две гениальные эпические поэмы, а мы до сих пор слышим «умолкнувший звук божественной эллинской речи». Образы пастыря народов Агамемнона, хитроумного Одиссея, бесстрашного Ахилла, благородного Гектора, богов-олимпийцев вдохновляют наших современников на создание произведений, в которых они пытаются дать свою трактовку легендарных событий. За последние несколько лет появились такие романы, как «Одиссей, сын Лаэрта» Г.Л.Олди, «Диомед, сын Тидея» А.Валентинова, «Темная гора» Э.Геворкяна. Все эти произведения объединяет то, что их авторы «старца великого тень чуют смущенной душой», бережно, с уважением обращаясь с гомеровским наследием.

А вот молодой харьковский автор Валентин Леженда в книге «Разборки олимпийского уровня» пародирует не столько поэмы Гомера, сколько упомянутые историко-мифологические романы своих коллег. Пародия у него получилась не злая, а веселая и комическая. Подтрунивая над модной разновидностью исторической фантастики — «криптоисторией», он пытается объяснить «темные места» гомеровского эпоса. Так, Олимп у Леженды — это вовсе не гора в Греции, а корабль у инопланетян, бессмертные боги — пришельцы из глубин космоса, исследующие Землю и ставящие эксперименты над ее обитателями, а Одиссей так и вовсе оказывается сыном циклопа Полифема. Фантаст переосмысливает греческие мифы, давая «научное» объяснение всем чудесам и диковинкам, не понятым жителями Древней Эллады в силу технической неграмотности. Конечно, если бы он писал обо всем этом всерьез, это было бы просто банально: подобное «осовременивание» мифов Айзек Азимов высмеивал еще в 50-е годы.

В книге две сюжетные линии. Одна связана собственно с «Илиадой» и «Одиссеей», что обозначено в названиях частей романа — «Троянская возня» и «Одиссей, сын Полифема». Вторая посвящена приключениям двух пройдох — Алкидия и Фемистоклюса, похитивших у олимпийцев волшебную амброзию. Эти страницы «Разборок…» кажутся более любопытными, чем «псевдогомеровские», так как здесь автору пришлось напрячь собственное воображение, а не спекулировать на чужих находках. Оба разгильдяя вышли у Валентина Леженды довольно симпатичными. Их похождения превращают роман-пародию в авантюрный роман, придавая ему элементы непредсказуемости. Это особенно важно в связи с классицистической предопределенностью финала первой сюжетной линии…

В конце книги Алкидий и Фемистоклюс оказываются на «Олимпе», летящем в космическом пространстве, что предполагает продолжение их одиссеи. В следующем томе автор планирует посягнуть на фиванский цикл. Интересно, однако, посмотреть, как ему удастся сделать комедию из истории несчастного царя Эдипа.


10.10.03 «Московский комсомолец» №222 (23 403)

Рукописи не горят

Рукописи не горят

Травин Виктор

Все лучшее из «Автосалуна» издано книгой!

Самые скандальные и социально острые статьи, опубликованные в «Автосалуне» и перепечатанные десятками журналов и газет, объявленные гаишниками вне закона и даже подвергнутые ими сожжению, по просьбам читателей «МК» наконец-таки собраны воедино! Они изданы в не имеющей аналогов на российском рынке книге «Право руля!» известного журналиста и правозащитника Виктора Травина.

В издание (иллюстрированное великолепными карикатурами лауреата премии «Золотой Остап», выдающегося художника конца ХХ — начала ХХI века Алексея Меринова) вошли, в частности, бестселлер «Самоучитель игры на новом кодексе» (в котором автор популярно и с долей юмора разъясняет положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, обучает эксклюзивным приемам ведения процессуального поединка с представителями органов власти и, в частности, с ГИБДД), а также сборник лучших публикаций «Автосалуна», рассказывающих об испытанных практикой способах защиты гражданских прав владельцев «пеналов» и «ракушек», методах борьбы с платными парковками и штрафстоянками, рецептах поведения автовладельцев при ДТП, возмещении ущерба, техосмотре, страховании и розыске похищенных транспортных средств…

Книга по замыслу автора призвана стать карманным адвокатом каждого, кто обречен пользоваться, владеть и распоряжаться автомобилем. Ибо главная задача издания — не нагнуть чиновника, будь то гаишник, судья или прокурор.

Главная цель книги «ПРАВО РУЛЯ!» — рапрямить водителя.


08.09.03 «Книжное обозрение» №37 (1943)

Арсений Пешков. Загрызень и Черномор

Загрызень и Черномор

Громыко Ольга

Ведьмины байки: Ведьмины байки; Сказка — ложь, узнайте правду!: Повести.

М.: АРМАДА. «Издательство Альфа-книга». 2003. — 378 с. 12 000 экз. (n) ISBN 5-93556-299-5

В новый сборник популярной писательницы включен цикл «Ведьмины байки» и две повести — «О бедном Кощее замолвите слово» и «Кому в навьем царстве жить хорошо».

Место действия уморительно смешных «Ведьминых баек» — хорошо известная поклонникам Ольги Громыко мифическая страна Белория. Главная героиня — все та же В.Редная, обладательница высшего магического образования, непревзойденный специалист по колдовским чарам и волшебным зельям. Под стать ей и прочие персонажи баек — упыри, оборотни, маги, тролли, Кощей, Черномор Горыныч и даже ужасный Загрызень, обладающий «безграничной кровожадностью и способностью к размножению без спаривания». Героиня разъезжает по белорским лесам в поисках работы, а пуще того — приключений. И приключения (самые невероятные) не заставляют себя долго ждать…


01.09.03 «Книжное обозрение» №35-36 (1941-1942)

Иван Синдерюшкин. Звездные волонтеры

Звездные волонтеры

Орлов Алекс

Я напишу тебе, крошка!: Фантастический роман.

М.: АРМАДА. «Издательство Альфа-книга». 2003. — 409 с. 23 000 экз. (n) ISBN 5-93556-303-7

Настоящая боевая фантастика — с огнем космических взрывов, с грохотом батарей и высадкой батальонов десанта, военной техникой будущего и всем, что полагается в этом жанре. Два приятеля, два героя книги — Бен Аффризи и Джо Миллиган — завербовались в армию, чтобы досадить своим девчонкам. Но реальность оказалась куда круче, чем они думали,— новобранцы попали в кровавую мясорубку. Теперь главное для них — выжить — ценой пота и крови. Крови своей и чужой. На настоящей войне солдат продают оптом и в розницу, и только тем, кому повезет, удается увидеть родной дом и узнать, что, как водится, девчонка вышла за другого, причем за олигарха…

А пока оставшиеся в живых солдаты превращаются в офицеров, сея вокруг себя ужас и смерть, на родине торгуют войной, тасуют карты месторождений, не возвращают кредиты, следят за цифрами процентных ставок.


11.08.03 «Книжное обозрение» №31-32 (1937-1938)

Александр Исаев. Ведьма из Трибунала

Ведьма из Трибунала

Первухина Надежда

От ведьмы слышу!: Фантастический роман.

М.: АРМАДА. «Издательство Альфа-книга». 2003. — 409 с. 12 000 экз. (n) ISBN 5-93556-293-6

«От ведьмы слышу!» — это, собственно, не ругательство. Это комплимент, и очень серьезный. Потому что у счастливой семьи природной ведьмы Викки («Имя для ведьмы», «Все ведьмы делают это») начинаются новые приключения. Потому что рассказ ведется от лица той самой ведьмы, которая живет в обычной городской квартире, растит юного сына и двух почти совершеннолетних дочерей и ужасно не хочет заниматься бюрократической нудятиной на новой должности в магическом Трибунале.

Третья книга в сериале на удивление хороша — много интереснее второй, а возможно, и первой. Подросшие дочки становятся полноценными героинями, и уже не совсем понятно, кто о чьих подвигах рассказывает, — младшее поколение достойно старшего. Так что сюжет становится куда более насыщенным. Юмор от этого тоже не страдает, и читать, например, о подробностях мистических обрядов по борьбе с духом Кусаи-Милицаи без смеха невозможно.



28.07.03 «Книжное обозрение» №29-30 (1935-1936)

Алексей Шахов. Вор против магии: реабилитация

Вор против магии: реабилитация

Пехов Алексей

Вьюга теней: Фантастический роман.

М.: АРМАДА. Издательство «Альфа-книга». 2003. — 538 с. 20 000 экз. (п) ISBN 5-93556-291-X

«Вьюга теней» — третья книга в цикле «Хроники Сиалы». Алексей Пехов обещал закончить в ней рассказ о похождениях удачливого вора Гаррета, который получил почти невыполнимое задание от короля своей страны: отправиться в древний подземный город и раздобыть там совершенно необходимый для спасения государства артефакт — Рог Радуги. Взамен — королевское помилование. Длинный путь занял первые две книги, в третьей Рог удалось-таки добыть. Но найти магический предмет мало, его еще надо донести обратно в столицу. К тому же использовать его можно не только для защиты от злых сил, но и для дел куда менее благовидных.

Конечно, заканчивается все благополучно. Но догадаться, как именно, совершенно невозможно. Книга, которая начинается как героически-юмористическая фэнтези, после середины начинает преподносить сюрприз за сюрпризом. А чего еще ждать от книги о мире, который сотворили Танцующие в Тенях?



23.06.03 «Книжное обозрение» №25 (1931)

Николай Теченко. 120 миллионов Дирка Питта

120 миллионов Дирка Питта

Касслер Клайв В поисках Валгаллы: Фантастический роман / Пер. с англ. С.Федорова, И.Новицкого. М: АРМАДА, «Альфа-книга», 2003.— 525 с: ил.— (Фантастический боевик). 13000 экз. ISBN 5-93556-283-9

Касслер К. Атлантида: Фантастический роман / Пер. с англ. А.Дубова. М: АРМАДА, «Альфа-книга», 2002.— 555 с: ил.— (Фантастический боевик). 15000 экз. ISBN 5-93556-224-3

Касслер К. Золото инков: Фантастический роман / Пер. с англ. И.Новицкого. М: АРМАДА, «Альфа-книга», 2003.— 525 с: ил.— (Фантастический боевик). 10000 экз. ISBN 5-93556-262-6

Клайв Касслер, может быть, последний из авторов международных бестселлеров, который до недавних пор не издавался на русском языке. Между тем на его счету — 20 остросюжетных романов, выходивших в 100 с лишним странах общим тиражом более 120 млн. экземпляров. Теперь благодаря усилиям издательства «Альфа-книга» российский читатель может самостоятельно убедиться, что же находят в книгах Касслера жители других стран, за что любят и ценят.

Попробую сформулировать собственный вариант ответа на этот вопрос. Да, конечно, Касслер — большой мастер интриги, он умеет удерживать читательское внимание с первой страницы до последней. Недобитые нацисты, жестокие мафиози, алчные бизнесмены неустанно строят козни против всего человечества, но у них на пути неизменно оказывается неразлучная парочка — сотрудники Агентства морских и подводных исследований Дирк Питт и Ал Джордино. Этот двухголовый «агент 007» — еще одна причина популярности романов Касслера: уж больно колоритными и симпатичными получились указанные персонажи. Романтический герой с глазами, в которых может утонуть любая барышня, и — для контраста — крепыш-весельчак с милыми человеческими слабостями…

Но все это еще не объясняет миллионные тиражи книг о Питте и Джордино. Мало ли было авторов, искусных в сюжетостроении, гораздых на яркие образы — и тем не менее прозябавших в безвестности. А штука в том, что у Касслера, помимо всего остального, имеется и такая притягательная черта, как «внелитературный» профессионализм. Подобно тому, как романы Джона Гришэма — это не только детективы, но и своего рода энциклопедия американского судопроизводства, подобно тому, как бестселлеры Дика Фрэнсиса можно считать энциклопедией конного спорта, произведения Клайва Касслера — настоящая энциклопедия моря, судоходства, подводных изысканий и т.п. Да это и естественно, ведь писатель долгие годы занимался поисками и подъемом затонувших кораблей и достиг в своем деле немалых успехов. Один только факт его биографии: после трагедии с атомной субмариной «Курск» правительство России обращалось к нему за консультациями.

Скрупулезная точность в деталях, однако, вовсе не мешала Касслеру выдвигать самые смелые идеи, без которых его сюжеты не могли бы обрести такой размах. Скажем, в выпущенном «Альфа-книгой» романе «Атлантида» писатель принимает за данность существование цивилизации атлантов, за наследство коей и идет борьба. В вышедшей на днях книге «В поисках Валгаллы» «камнем преткновения» оказываются уникальные судовые двигатели, работающие на… соленой морской воде. Представляете, как ненавидели их создателя нефтепромышленники? А если еще учесть, что тот же ученый придумал, как телепортировать (!) жидкость на большие расстояния, его печальная участь будет казаться неизбежной…

Но на этом перечень достоинств сочинений Клайва Касслера не обрывается. Во-первых, нужно сказать, что в каждом из них раскрывается какая-то историческая загадка (скажем, в романе «Золото инков» выясняется, куда это золото девалось, а в романе «В поисках Валгаллы» рассказывается о походе викингов к берегам Америки). А во-вторых — не забыть о политических аллюзиях. В той же «Валгалле» описана международная террористическая организация «Гадюки», цели и масштаб деятельности которой мгновенно вызывают в памяти «Аль-Кайеду»… Итак, детектив, фантастика, история, политика — неплохой рецепт для международного бестселлера, не правда ли? И немного морской соли по вкусу!

ПРЕДЫДУЩЕЕ