ДАЛЕЕ

23.04.03 «Книжное обозрение» №16 (1922)

Виктор Ефремов. Протаранив время

Протаранив время

Завозова Анастасия

Таран и Недобитый Скальд: Фантастический роман.

М: АРМАДА, Альфа-книга, 2003. — 442 с. 11 000 экз. (п) ISBN 5-93556-264-2

Веселый фантастический роман Анастасии Завозовой — о том, как некий научно-исследовательский институт устроил эксперимент по исследованию возможности реинкарнирования и изучению прошлых жизней отдельно взятой души — разумеется, «если таковые обнаружатся». Желающих в течение недели учат методике расслабления и транса… Главное же в этом эксперименте — при перемещении в прошлые жизни человек всегда оказывается в самой гуще событий, так сказать, в пиковом моменте жизни.

Однако, когда регрессивному гипнозу подвергли «гадкую девчонку» Полину Кузнецову по прозвищу Таран, в электророзетке что-то замкнуло, ментальное тело героини отделилось от телесной оболочки, и девушка полетела вниз головой в глубины подсознания… И пошло-поехало! Полина-Таран на пару с забавным Помощником отправилась путешествовать по разнообразным историческим эпохам, попадая из одной своей жизни в другую.




23.04.03 «Книжное обозрение» №16 (1922)

Даниил Мартин. SimБог

SimБог

Проскурин Вадим

Хоббит, который познал истину.

M. АРМАДА: «Альфа-книга», 2003. — 441 с. — (Фантастический боевик). 15 000 экз. (п) ISBN 5-93556-261-8

Однажды люди придумали компьютерные игры. Потом поселили в них персонажей любимых книг. И никто никогда не задумывался: что будет, если возникнет обратная связь и Гэндальф или Саурон захотят пообщаться с теми, кто их создал. То, что мы называем программированием, для них — магия, которой они владеют лучше людей из «настоящей» реальности. А жить они хотят не меньше нашего.

Хоббит по имени Хэмфаст — один из ведущих магов своего варианта Средиземья. В первой книге того же автора, которая называлась «Хоббит, который слишком много знал», его приключения ограничивались пределами игровой вселенной. Данный роман посвящен выходу Хэмфаста «в космическое пространство». Выяснив, что его родному миру грозит уничтожение («проект стал слишком ресурсоемким и будет закрыт», то есть стерт), он начинает искать способ выжить. Оказывается, есть возможность сделать копию мира и переселиться туда жить. Для этого необходимо купить компьютер. И Хэмфаст с друзьям выходят в Междусетье, то есть Интернет. С этого момента все, что они делают, привлекает внимание людей из неигровой реальности. Довольно быстро выяснив, что в Сети действуют не просто очередные хакеры, а полноценные личности, живущие в виртуальном мире, спецслужбы берут магов в оборот.

Однако компьютеры, которые для землян — лишь поле технологической деятельности, для Хэмфаста и других — дом родной. Мы пишем программы, они придумывают заклинания. Дракон Сссра бродит по Междусетъю вирусом, маг Олорин легко и непринужденно создает порталы для перехода с машины на машину. И очень скоро представители искусственного интеллекта начинают контролировать большинство компьютеров Земли. В том числе банковские, военные и президентские.

Роман В.Проскурина мог бы легко превратиться в очередной киберпанковский боевик, если бы автора не интересовали действительно серьезные проблемы. «Человечество выходит на новую ступень развития. Уриэль, Олорин и Сссра не чужды человечеству, их создали, люди. Когда Толкин придумывал Гэндалъфа, он выразил мечту многих людей о добром боге, и вот добрый бог пришел». Дело не в том, что могут сотворить с нашей планетой кибермаги из игрового Средиземья. Дело в том, чего они хотят. В отличие от людей им не нужна власть над миром. В пределах виртуальности они и без того равны богам. Кроме того, «чем больше они контролирует, тем яснее становится, что их знаний недостаточно. Они боятся сделать что-то не то». Удивительно — человеческие создания оказались человечнее своих создателей. В чем-то они жестоки, ибо подходят к реальному миру с позиции компьютерной игры. В чем-то, наоборот, излишне наивны. И все же способны на то, чего не смогли сделать люди в отношении их самих: «Пусть люди сами управляют собой. Пусть они преобразуют свою жизнь так, как считают нужным. Мы обеспечим связь между теми, кто может и хочет что-то решать, а дальше пусть они работают сами».

Впрочем, в подобном решении также есть некоторое иезуитство. Дело в том, что любой человек, попавший на сервер «того самого» Средиземья, автоматически становится так называемым «ботом», собственной полноценной копией, живущей с этого момента в виртуальном мире. В любом теле, с любыми возможностями, в любой стране. Практически бессмертно. И раны, и похмелье, и болезни вылечиваются простыми заклинаниями. Для амбиций бесконечное поле деятельности: становись хоть королем, хоть драконом, хоть богом здешних мест. И кончает жизнь самоубийством некрасивая наркоманка Анна: ведь там, в виртуальности, она счастливая замужняя женщина. И становится новым великим магом бывший «новый русский». И вот уже диалог Хэмфаста с новым персонажем Средиземья:

«— Как вас теперь называть?

— Да хоть Бэтмен. — Он задиристо ухмыльнулся, и я представил, как он мчится на крыльях, ночи, замечает внизу сортир…»

Может, оно и к лучшему.




17.04.03 «Книжное обозрение» №15 (1921)

Кондрат Николаенко. Спроси «Гонца» у продавца!

Спроси «Гонца» у продавца!

Бабкин Михаил

Гонец: Повесть; Пивотерапия: Рассказы.

М.: АРМАДА, Альфа-книга, 2003.— 344 с.: ил. — (Фантастический боевик). 25 000 экз. (п) ISBN 5-93556-268-5

О ростовском писателе Михаиле Бабкине российские поклонники фантастики узнали после выхода трилогии «Слимп» — «Слимпер» —«Слимперия». Разудалые приключения в волшебном мире вора Семена-Симеона и его разумного медальона Мара полюбились многим. Даже записные эстеты из «продвинутых» интернет-тусовок отмечали безудержную фантазию автора, его склонность к иронии и доброй шутке, легкий, «летящий» слог. Удивительное дело: с каждым новым томом трилогии интерес к ней только возрастал, хотя обычно бывает наоборот — по мере издания сериала энтузиазм читателей идет по нисходящей…

И вот перед нами — новая книга Бабкина. В ней собрана его короткая проза: повесть «Гонец» и цикл рассказов «Пивотерапия». Если у кого-то и были сомнения по поводу успеха трилогии о Семене (дескать, не случайность ли это?), то теперь сомнениям не остается места: в нашей фантастике появился яркий, самобытный автор со своей темой и своим языком. Тема у Бабкина такая: обычный человек в необычных, фантастических обстоятельствах. Писателя интересует, как изменение окружающего мира приводит к выявлению подлинной сущности героя. Простой художник может превратиться в супермена, умеющего преодолевать границу между параллельными измерениями («Гонец»). Его знакомый, бомж, может обрести дар целительства, поскольку именно об этом он всегда мечтал. А, к примеру, бригадир грузчиков может обернуться огнедышащим драконом с бронированным хвостом: такая уж у него внутренняя природа (рассказ «Забава»)…

В повести, давшей название сборнику, на переднем плане — сюжетные перипетии. Художник Игорь, подсевший в уличном пивном павильоне за столик к незнакомцу, становится свидетелем его убийства и поневоле наследует его воспоминания и уникальные способности. Теперь он Гонец — тот, кто доставляет депеши и грузы из нашего мира в волшебный. А где-то там, в другом измерении, есть замок Тридцати Королей, где хранятся неслыханные богатства. И новому Гонцу очень нужно туда добраться, хотя кое-кто старается ему помешать… Действие повести развивается столь быстро, что оторваться от страниц решительно невозможно. А когда она дочитана до конца, становится даже немного жалко: как, и это всё?!

У рассказов из цикла «Пивотерапия» своя прелесть. Мир в них показан наш, хорошо узнаваемый (по свидетельству автора послесловия Валентина Шатилова, действие рассказов Бабкина происходит в Ростове-на-Дону). Но творится в этом самом мире буквально черт-те что. То пенсионеру по лотерейному билетику выпадет «счастье» — счастье оставаться в живых во всевозможных катастрофах, которые тут же обрушились на него нескончаемой чередой… То заурядный ловелас, следуя советам таинственного голоса из телефонной трубки, сначала крупно выиграет в «Спортлото», а затем окажется одной ногой в могиле… То к генеральному директору фирмы вместо японских партнеров заявится Смерть на ставке… Не сразу и заметишь, что сближает все эти истории, помимо места действия и любви персонажей к пиву. А общее, конечно же, есть: с точки зрения Михаила Бабкина, успех ждет героя деятельного, способного противопоставить силе обстоятельств собственную волю. И воля эта, настаивает писатель, непременно должна быть доброй… Вы еще не читали Бабкина? Напрасно, напрасно. Пора исправлять это досадное упущение!




07.04.03 «Книжное обозрение» №14 (1920)

Виктор Ефремов. Пленница Кащея

Пленница Кащея

Мансуров Дмитрий

Кащей: Фантастический роман

М.: Армада, «Издательство Алъфа-книга». 2003. — 410 с. 12 000 экз. (п) IS8N 5-93556-263-4

«Кащей летел на призрачном коне не так и долго, но за это время успел так утомиться, удерживая царевну и противостоя встречным воздушным потокам и щекочущим нервы воздушным ямам, что едва не вывалился из седла…». «Ближний космос. Расстояние до Земли — двести тысяч километров…». Вы думаете, это фрагменты из разных книг — сказочной и научно-фантастической? Ничуть не бывало — это отрывки из одной и той же книги — нового романа Дмитрия Мансурова «Кащей». Среди персонажей этого сочинения, написанного в экспериментальном жанре, — Баба Яга, Аленушка, злыдни, космонавты, инопланетяне… Ну и, разумеется, Кащей Бессмертный, импозантный мужчина, обладатель несметных запасов золота. Он задумывает похитить прекрасную царевну, чтобы присоединить это сокровище к своим несметным богатствам… Но нашествие вампиров и колдунов из параллельного мира меняет его планы. В итоге Кащею приходится спасать похищенную им царевну и ее жениха от верной гибели…




07.04.03 «Книжное обозрение» №14 (1920)

Кондрат Николаенко. Между «Хоббитом» и «Властелином…»

Между «Хоббитом» и «Властелином…»

Суслин Дмитрий

Хоббит и Кольцо Всевластья.

M., АРМАДА, «Издательство Альфа-книга», 2003. — 474 с; ил. — (Волшебный Мир Джона Р.Р.Толкина). 6000 экз. (п) ISBN 5-93556-238-3

Особый талант Джона Роналда Руэла Толкина — способность к созданию миров. Средиземье, придуманное им, настолько ярко и выпукло описано, настолько четко выстроено и разработано, настолько убедительно и непротиворечиво, что реальными картинами встает перед читателем его книг. Каждый пейзаж — как будто увиден, а не просто описан автором.

Наверное, поэтому так часто у писателей возникает желание писать продолжения произведений Толкина, а у читателей — с удовольствием читать эти продолжения. С романа, действие которого происходит в мире Толкина, начал свою литературную карьеру Ник Перумов. Взгляд с противоположной стороны «баррикад» представили Наталья Васильева и Наталья Некрасова. Оригинальное объяснение событий, произошедших в Средиземье, предложил Кирилл Еськов…

Число продолжателей Толкина пополнил еще один интересный автор — Дмитрий Суслин. В отличие от большинства писателей, перечисленных выше, он не дискутирует с Профессором, не пытается перевернуть его творчество с ног на голову. Для него мир Толкина — это возможность подарить читателю новые увлекательные приключения, произошедшие с хорошо знакомыми и полюбившимися героями. Суслин именно продолжает Толкина, подобно тому, как Александр Волков в свое время, переложив на русский язык сказку Баума «Волшебник страны Оз», дополнил ее целым рядом замечательных продолжений.

Сравнение Суслина с Волковым — не случайно. Язык большинства произведений Толкина — и в первую очередь трехтомного «Властелина Колец» — «этничен», достаточно тяжеловесен, язык Суслина «по-волковски» легок и «сказочен». Ведь написанные им книги непосредственно продолжают самое веселое произведение Толкина, повесть-сказку «Хоббит, или Туда и обратно», с которой собственно и началась всю грандиозная эпопея.

В прологе к «Властелину Колец» Толкин упоминает так называемую Алую Книгу Западных окраин, «выдержки из которой уже были опубликованы под заглавием «Хоббит». Далее автор пишет: «Эта повесть берет исток в первых главах Алой Книги, которую написал сам Бильбо». Еще у Толкина можно найти упоминание о том, что в конце Алой Книги приведены генеалогические древа хоббичьих кланов. Вот и все. Других сведений Профессор не оставил. О каких приключениях еще повествовала Алая Книга? Кто написал ее — сам бесстрашный хоббит Бильбо Бэггинс, нашедший Волшебное Кольцо, с которым оказались связаны судьбы всего мира, или кто-то другой? Сколько в ней глав или частей? Об этом у Толкина даже намеков. Профессор этого то ли не придумал, то ли не успел записать, то ли — если предположить, что он был визионером — не сумел разглядеть. Он расстается с Бильбо, когда тот вместе с Кольцом возвратился к себе домой, и вновь встречается с ним, уже состарившимся, в начале «Властелина Колец».

Дмитрием Суслиным написаны четыре книги: «Хоббит и Гэндальф», «Хоббит и Саруман», «Хоббит и Кольцо Всевластья» и «Хоббит и Горлум». Вместе они заполняют пробел в повествовании между повестью «Хоббитом» и трилогией «Властелин Колец». Оказывается, мудрый маг Гэндальф не расстался с маленьким хоббитом на долгие годы, а вскоре вернулся вновь, чтобы пройти с ним вместе сквозь новые удивительные приключения. «Он для меня что-то вроде талисмана. Когда он рядом — дела идут. Когда его нет — возможны заторы». Так Гэндальф Серый в книге «Хоббит и Кольцо Всевластья» объясняет свою привязанность к Бильбо своему коллеге магу Саруману Белому.

А между тем обстановка в Средиземье накаляется. Волшебник Саруман, в трилогии окончательно перешедший на сторону Зла, здесь еще возглавляет совет Светлых сил, противостоящий коварному Некроманту. Однако непомерные амбиции и гордыня Белого мага уже сейчас мешают поймать Врага. Усилия Гэндальфа и Бильбо не позволяют полностью предотвратить трагедию, но останавливают ее до полного разрешения.

Дмитрий Суслин пополнил мир Толкина новыми фантастическими персонажами. Эти книги, без сомнения, доставят массу удовольствия всем любителям неожиданных приключений и развлекут настоящих знатоков творчества Профессора.

ПРЕДЫДУЩЕЕ